* Форсайт - групповое взаимодействие, которое позволяет определить образы будущего и выбрать стратегию развития с учетом предсказаний экспертов.

Форсайт

Форсайт* «Методические подходы к обучению истории и обществознанию сегодня и через год:
Наука. Методика. Искусственный интеллект»

Генеральный спонсор Образовательный центр

Воскресенье 14 апреля 2024 г.

Цель форсайта — создать образ будущего в методике преподавания истории и обществознания.
Форсайт
Пленарное заседание
Что изменится в методике преподавания истории и обществознания через год?
На общей встрече будут поставлены задачи форсайта. Со своим видением выступят преподаватели истории СПбГУ, других университетов Санкт-Петербурга и Москвы, редактор журнала, учителя. По тематике каждого выступления будет проведено голосование (потребуется заряженный мобильный телефон для голосования).
Санкт-Петербург,
Менделеевская линия, д. 5
Институт истории СПбГУ

14 апреля 2024 г.
11.00-15.15
Лаборатория методических приемов
Вход по документу, удостоверяющему личность
Задачи форсайта:
  • удовлетворить запросы учителей на формирование актуальных методических подходов в обучении истории и обществознанию с учетом изменений учебников, учебных планов, общественной обстановки;
  • популяризировать лучшие практики подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по этим предметам;
  • запустить годовые методические проекты на базе Клуба учителей:
Лаборатория исторической науки
Лаборатория цифровой поддержки и искусственного интеллекта в обучении истории и обществознанию
Мотивация на уроках истории и обществознания: возможности и достижения.

Иллюстративный материал на уроках истории и обществознания.

Приемы промежуточного и итогового контроля на уроках истории и обществознания.

Средства и способы формирования ценностей при обучении истории и обществознанию.

Цифровая поддержка современного обучения истории и обществознанию.
  • Мотивация на уроках истории и обществознания: возможности и достижения
  • Иллюстративный материал на уроках истории и обществознания
  • Приемы промежуточного и итогового контроля на уроках истории и обществознания
Средства и способы формирования ценностей при обучении истории и обществознанию
Цифровая поддержка современного обучения истории и обществознания
В 2019 году Виктор Геннадьевич Мордасов, к.ф.н, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №617 Приморского района, выпускник Исторического факультета 2008 года зарегистрировал автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования «ЭКСПЕРТ. РЕШЕНИЯ». Ее главным видом деятельности является повышение квалификации педагогов. 1 ноября 2021 на базе АНО был организован Клуб учителей "Эксперт. Решения". Цель Клуба - находить решения для развития образовательной системы Петербурга в рамках взаимодействия с учителями истории и обществознания. Клуб насчитывает более 350 участников и не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. В течение года Клуб проводит заседания на различных площадках города. Так, 9.09.2023 заседание Клуба проходило на базе Мультимедийного исторического парка "Россия - Моя история" (в рамках нашего мероприятия Педагогический форум “ЕГЭ-Фест”), а 16.09.2023 в рамках клуба было проведено мероприятие АйТи-Фест на базе Политехнического Университета им. Петра Великого. Ежемесячно для учителей истории и обществознания проводятся бесплатные вебинары по методическим вопросам. На их базе и планируется презентация методических проектов учителей.

Все необходимые документы размещены на нашем сайте и в наших соцсетях:
1. https://exteach.ru/club
2. https://vk.com/expteach
Материалы Клуба учителей можно посмотреть здесь:
https://clck.ru/39kR3x
О Клубе учителей «Эксперт. Решения»
Предполагается, что на каждом вебинаре учителя представляют свои наработки по одной из тем проекта (до 7 минут) для всех участников Клуба учителей.

Вебинар Клуба учителей. Октябрь 2024 г.
Мотивация на уроках истории и обществознания: возможности и достижения
Главные темы для участников проекта:
1) Эффективные приемы работы с мотивацией из учебника.
2) Успешный опыт корректировки приемов мотивации из учебника.
3) Собственные разработки эффективных приемов мотивации.
Вебинар Клуба учителей. Ноябрь 2024 г.
Иллюстративный материал на уроках истории и обществознания
Главные темы для участников проекта:
1) Эффективные приемы работы с иллюстративным из учебника.
2) Успешный опыт корректировки приемов мотивации из учебника.
3) Собственные разработки эффективных приемов мотивации.
Вебинар Клуба учителей. Декабрь 2024 г.
Приемы промежуточного и итогового контроля на уроках истории и обществознания
Главные темы для участников проекта:
1) Эффективные приемы промежуточного и итогового контроля из учебника.
2) Успешный опыт корректировки приемов промежуточного и итогового контроля из учебника.
3) Собственные разработки эффективных приемов промежуточного и итогового контроля
Вебинар Клуба учителей. Январь 2025 г.
Средства и способы формирования ценностей при обучении истории и обществознанию
Главные темы для участников проекта:
1) Опыт эффективного использования приемов и средств для формирования ценностей в учебниках истории и обществознания
2) Успешный опыт корректировки приемов и средств для формирования ценностей из учебников истории и обществознания
3) Собственные разработки эффективных приемов для формирования ценностей из учебников истории и обществознания
Вебинар Клуба учителей. Февраль 2025 г.
Цифровая поддержка современного обучения истории и обществознания
Главные темы для участников проекта:
1) Эффективные приемы работы с цифровой поддержкой обучения истории и обществознанию.
2) Успешный опыт корректировки работы с цифровой поддержкой обучения истории и обществознанию.
3) Собственные разработки эффективных цифровой поддержкой обучения истории и обществознанию.
Апрель 2025 года - Итоговое очное заседание Форсайта Клуба учителей.
Расписание мероприятий методических проектов Форсайта
старт 10 мая
Спикеры форсайта
Выступления по теме:
Представление методических комплектов для подготовки к ЕГЭ по истории России и обществознанию. Использование ИИ в подготовке к ЕГЭ
Кандидат исторических наук, руководитель образовательного центра «Эксперт», председатель Клуба учителей «Эксперт. Решения»
Выступление по теме:
Битюков
Константин Олегович
Пленарное заседание
Методика преподавания истории и обществознания в цифровую эпоху
Заведующая кафедрой методики преподавания истории и обществознания МПГУ, к.п.н., доцент, почетный работник образования РФ, зам председателя всероссийской ассоциации учителей истории.
Выступление по теме:
Саплина Елена Витальевна
Пленарное заседание
Методический аппарат «государственного» учебника по истории: от идеи до воплощения
Кандидат исторических наук, доцент кафедры методики преподавания истории МПГУ, главный редактор журнала «Преподавание истории в школе»
Выступление по теме:
Пазин Роман Викторович
Пленарное заседание
Диалог авторов учебников и практикующих учителей
учитель ГБОУ СОШ №466 Курортного района Санкт-Петербурга
Выступление по теме:
Захов Александр Сергеевич
Секция 1
Уроки истории. Россия в Гражданской войне: духовно-нравственные ценности большевиков и участников белого движения
Доктор исторических наук, профессор, кафедра Новейшей истории России, СПбГУ
Выступление по теме:
Пученков Александр Сергеевич
Пленарное заседание
Преподавание истории: мировоззренческий аспект
Доктор исторических наук, профессор, кафедра истории славянских и балканских стран СПбГУ
Выступление по теме:
Василик Владимир Владимирович
Пленарное заседание
Диалог авторов учебников и практикующих учителей
учитель высшей категории, ГБОУ СОШ №46 Приморского района Санкт-Петербурга, председатель региональной комиссии ЕГЭ по обществознанию Санкт-Петербурга
Выступление по теме:
Бровкина Марина Ивановна
Учитель в лаборатории историка: уйти или остаться?
Доктор исторических наук, профессор, кафедра истории России с древнейших времен до начала XIX века, РГПУ им. Герцена
Выступление по теме:
Барыкина Инна Евгеньевна
Секция 2
Методические аспекты использования ЦОР в обучении обществознанию (на примере "Библиотеки цифрового образовательного контента" и платформы "Глобаллаб" https://globallab.ru/ru ).
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А. И. Герцена, зам.пред. региональной комиссии ЕГЭ по обществознанию
Выступление по теме:
Соболева Ольга Борисовна
Секция 3
Использование нейросетей в обучении обществознанию: проблемы и решения. Конкурс промптов по обществознанию в российской сети искусственного интеллекта “Кандинский”
Магистр кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А. И. Герцена.
Выступление по теме:
Мясников Владимир
Секция 3
Кандидат философских наук, старший эксперт ЕГЭ, директор АНО ДПО «Эксперт. Решения», учредитель Клуба учителей
Мордасов
Виктор Геннадьевич
Представление методических комплектов для подготовки к ЕГЭ по истории России
и обществознанию. Использование ИИ в подготовке к ЕГЭ
Пленарное заседание
Преподавание истории в ВУЗе: от предмета к науке
Кандидат исторических наук, доцент, БГТУ “ВОЕНМЕХ” им. Д. Ф. Устинова
Выступление по теме:
Рязанов Дмитрий Владимирович
Секция 2
Секция 1
*с подачей паспортных данных для входа в институт истории СПбГУ.
*без паспортных данных вход в институт истории СПбГУ невозможен; без выдачи распечатанных материалов.
Программа
Пленарное заседание
О проектах форсайта:
  • Мотивация на уроках истории и обществознании: возможности и достижения
  • Иллюстративный материал на уроках истории и обществознания
  • Приемы промежуточного и итогового контроля на уроках истории и обществознания
  • Средства и способы формирования ценностей при обучении истории и обществознанию
  • Цифровая поддержка современного обучения истории и обществознания
Битюков
Константин Олегович
Битюков Константин Олегович, кандидат исторических наук, руководитель центра «Ты. Я. Эксперт», председатель клуба учителей «Эксперт. Решения»
10:00-11.00
Регистрация
16:15 – 16:30
16:30 – 16:45
17:10 – 17:25
17:25 – 17:40
к.и.н., доцент, БГТУ “ВОЕНМЕХ” им. Д. Ф. Устинова
Ведущий - Рязанов Дмитрий Владимирович
Приветствия на открытии конференции. О целях и задачах форсайта.
Саплина Елена Витальевна, заведующая кафедрой методики преподавания истории и обществознания МПГУ, кандидат педагогических наук, почетный работник образования РФ, заместитель председателя Всероссийской ассоциации учителей истории.
Методический аппарат «государственного» учебника по истории: от идеи до воплощения
(Холл перед Лекторием, 2 этаж.)
Пазин Роман Викторович, кандидат исторических наук, доцент кафедры методики преподавания истории МПГУ, главный редактор журнала «Преподавание истории в школе»
Методика преподавания истории и обществознания в цифровую эпоху
Уроки истории. Россия в Гражданской войне: духовно-нравственные ценности большевиков и участников белого движения
Представление методических комплектов для подготовки к ЕГЭ по истории России
и обществознанию. Использование ИИ в подготовке к ЕГЭ.
Битюков Константин Олегович, кандидат исторических наук, руководитель центра «Ты. Я. Эксперт», председатель клуба учителей «Эксперт. Решения»
Мордасов Виктор Геннадьевич, кандидат философских наук, учредитель Клуба учителей «Эксперт. Решения»
(Лекторий Института истории, 2 этаж)
11.00–11.10
Доклады
(После каждого доклада - голосование с помощью электронной системы по основной теме доклада)
Пученков Александр Сергеевич, доктор исторических наук, профессор, кафедра Новейшей истории России, СПбГУ
11.10–11.50
11.50–12.20
12.20–12.35
Преподавание истории: мировоззренческий аспект
Василик Владимир Владимирович, доктор исторических наук, профессор, кафедра истории славянских и балканских стран СПбГУ
12.35–12.50
13.15-13.45
Перерыв на кофе и общение
13.45-14.45
Заседания по секциям
Секция 1.
ЛАБОРАТОРИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ФАНТАСТИКИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
Основные темы диалога:
  • Мотивация на уроках истории и обществознании: возможности и достижения
  • Иллюстративный материал на уроках истории и обществознания
  • Приемы промежуточного и итогового контроля на уроках истории и обществознания
Саплина Елена Витальевна, заведующая кафедрой методики преподавания истории и обществознания МПГУ, кандидат педагогических наук, почетный работник образования РФ, заместитель председателя Всероссийской ассоциации учителей истории.
Пазин Роман Викторович, кандидат исторических наук, доцент кафедры методики преподавания истории МПГУ, главный редактор журнала «Преподавание истории в школе»
Диалог авторов учебников и практикующих учителей
Бровкина Марина Ивановна, учитель высшей категории, ГБОУ СОШ №46 Приморского района Санкт-Петербурга, председатель региональной комиссии ЕГЭ по обществознанию Санкт-Петербурга.
Захов Александр Сергеевич, учитель ГБОУ СОШ №466 Курортного района Санкт-Петербурга
Секция 2.
ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
Пученков Александр Сергеевич, доктор исторических наук, профессор, кафедра Новейшей истории России, СПбГУ
Василик Владимир Владимирович, доктор исторических наук, профессор, кафедра истории славянских и балканских стран СПбГУ
Средства и способы формирования ценностей при обучении истории и обществознанию
Барыкина Инна Евгеньевна, доктор исторических наук, профессор, кафедра истории России с древнейших времен до начала XIX века, РГПУ им. Герцена
Рязанов Дмитрий Владимирович, к.и.н., доцент, БГТУ “ВОЕНМЕХ” им. Д. Ф. Устинова
Уроки истории. Россия в Гражданской войне: духовно-нравственные ценности большевиков и участников белого движения
Преподавание истории: мировоззренческий аспект
Учитель в лаборатории историка: уйти или остаться?
Преподавание истории в ВУЗе: от предмета к науке
Ольга Борисовна Соболева, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. Герцена, зам.пред. региональной комиссии ЕГЭ по обществознанию, руководитель авторского коллектива разработчиков цифрового образовательного контента по обществознанию (углублённый уровень) ФГИС "Моя школа".
Владимир Мясников, магистр кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. Герцена.
Методические аспекты использования ЦОР в обучении обществознанию (на примере "Библиотеки цифрового образовательного контента" и платформы "Глобаллаб" https://globallab.ru/ru ).
Использование нейросетей в обучении обществознанию: проблемы и решения. Конкурс промптов по обществознанию в российской сети искусственного интеллекта “Кандинский”
14.45–15.15
Заключительное заседание
(Лекторий Института истории, 2 этаж)

1
2
3
кандидат исторических наук, руководитель центра «Ты. Я. Эксперт», председатель клуба учителей «Эксперт. Решения»
Выдача сборников задач по истории и обществознанию
12.55–13.10
Секция 3.
ЛАБОРАТОРИЯ ЦИФРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Работает кейтеринг.
Рекламная пятиминутка. Организационные вопросы секций
13.10-13.15
Кофе, нетворкинг (бесплатный кофе при объединении трех учителей с одним цветом бейджика и выбором методического проекта)
Михаил Анатольевич Глазунов, ассистент кафедры методики обучения истории и обществознанию, Преподаватель ИКТ-курсов АНО ДПО ИРО.
Начальник отдела сопровождения информационных систем УИТ СПБГЭУ.
ПоCOREние интерактивных рабочих листов (про отечественные конструкторы CoreApp и Udoba)
Записаться на форсайт

Институт истории СПбГУ, Менделеевская линия, д. 5
14 апреля 2024 г. 11.00-15.15
Сборники заданий ЕГЭ по истории и обществознанию от Образовательного центра "Ты. Я. Эксперт"
Свежие идеи по методике обучения
Творческое общение с коллегами
Вы получите:
*с подачей паспортных данных для входа в институт истории СПбГУ.
*без паспортных данных вход в институт истории СПбГУ невозможен; без выдачи распечатанных материалов.